azaless (azaless) wrote,
azaless
azaless

Category:

Экзюпери о российской агрессии. Ремейк на "Мораль необходимости"

Что мы знаем о  Экзюпери? В школе мы читали "Маленький принц". Возможно, кто-то  слышал о "Планета людей".
Экзюпери был военным пилотом в начале немецкой агрессии в Европе и оккупации Франции. Читая его очерки начала Второй мировой ужасаешься про цикличность истории.

Писатель описывает происходящее и призывает всех своих согржадан к борьбе не столько с оккупантами, сколько за все человеческое, что мы чтим.

Я решил сделать некий ремейк его неопубликованного очерка "Мораль необходимости" (1940) и укоротив, подставив вместо "Франция"=>"Украина", "Германия"=>"Россия". Вот что получилось.
Если включить любой пророссийский канал, то становится понятно, против чего мы боремся.
Мы деремся за уважение к человеку. Безразлично, друг он или враг. Человека либо уважают, либо не уважают;
Кремлевская пропаганда презирает людей, всех людей, своих и врагов, коль скро так бессовестно используют любую информацию против людей.

Отношение к Украине? Да то же самое, что и к человеку внутри России: неуважение. Презрение к интеллектуалам. Разумеется, они наделали ошибок, вообразив, что мир можно выразить дифференциальными уравнениями, а не созидательной деятельностью. Но российские милитаристы исполнены не столько презрения к интеллектуалам, к этой республике профессоров, сколько презрения к внутреннему содержанию. К личным ценностям, прообразу частной собственности. Частной собственности Человека. В основе всякой цивилизации лежит поразительный парадокс: человек уравновешивает могущество толпы. И тот, кто в одиночку идет в толпе незнакомых людей, может сохранить свою одежду, несмотря на то что он бессилен отстоять ее. Именно в этом и состоит мощь духовного царства, которое одерживает верх над физическим эгоизмом. Когда же отказываются от этой точки зрения, то взамен обретают логику, возможно и глубокую, но уж никак не возвышенную. И обнаруживают слабость противника. Да что там слабость! Тот, кто выходит на улицу без оружия, нелеп, отжил, его необходимо срочно сожрать во имя логики.

Наши цели в борьбе? Они у нас есть, и они все те же. Существует красота в стремлении к победе, но она существует и в устойчивости, в неторопливой привычности, которая называется верой и постепенно, понемногу все окрашивает в свой цвет.
Динамичность россиян - всего лишь замутненность сознания, в них не теплится внутренний огонь. В конце концов и в сущности, дело вовсе не в том, чтобы браться за оружие ради обороны границ, существующи для нашего спокойствия. Нет, надо защищать несуществуюущю, незримую границу, над которой нависла опасность.

Я желаю сражаться за жизнь. Сражаются за правду. Все и всегда сражаются за правду, и в этом нет никакой двусмысленности. Легко заявить, что сражаешься за свои убеждения. Сражаются, и это действительно так, за свой родной язык. За идеи. Это значит, что они крепки как сталь. Сражаются против невежества за очевидную истину, которая упрощает мир. Но вполне возможно драться и за противоположную правду, тем более что две антагонистические правды смогут в конце гонцов упростить мир и разрешить противоречия.

Знаете ли вы, что вопит этот бесноватый? А вот что: «Совесть — отжившее понятие, ибо природа сильней ее». Действительно, природа сильней, и ученый, брошенный в лесу, станет добычей тления. И заблудившийся зимней ночью Прокофьев замерзнет, окостенеет.  Лермонтов будет обезглавлен хамом. Польский физик или австрийский музыкант не уцелеют при взрыве авиабомбы.


И все-таки совесть сильней, чем природа. Совесть стремится властвовать над стихиями. Природа борется с милосердием, с энтропией, с пространством. А совесть правит. Но коль вы хотите править миром, его надо постичь. Если же вы забыли «ради чего», вы обречены. А мы в последнее время несколько позабыли «ради чего». Мы обучили, но не воспитали людей.

Тоталитарное государство - масса, подавляющее индивидуальность, нация, подавляющая человека. Вот уж поистине великое открытие, которым кичился Гитлер, а теперь и Путин. Суть его в том, что множество людей сильней, чем один человек, и, следовательно, если единица не подчиняется множеству, это противоественно. Что росссийская масса сильней, чем украинский народ. А что то, что украинский народ, будучи слабее, существует и имеет какое-то свое мнение, это уже нестерпимый вызов, равно как и существование художеника, который не желает писать с идеалом массы.

Наши цели в войне? Защитить саму нашу сущность. И в большей мере нашу сущность, чем наши законы, вышиванки и кобзарь Шевченко, которые периодически всплывают в нашей милейшей патриотической пропаганде. Что мы защищаем? Вышиванку! Заявив такое заводскому рабочему, вы его изрядно воодушевите! Нет, мы деремся за то, чтобы никто не имел права публично читать нашу переписку, запрещать нам собираться вместе, за то, чтобы не быть задавленными массой. Чтобы писать, что нам угодно, если мы поэты. Мы деремся, чтобы победить в войне, которая идет как раз на границах внутреннего царства.
В свете нынешней опасности все наши разногласия похожи на детские ссоры.

Подумайте! Сто сорок миллионов человек следуют за ним и производят для него оружие. И смотрят по новостям его новости. И ради этого идола отвергают своего бога. То, что составляет достоинство мира, может быть спасено лишь при одном условии: помнить про это. А достоинство мира составляют уважение, любовь к знанию и уважение к внутреннему человеку. Я верю, что кое-где на земле все это еще находит отзвук. «Не делай ближнему… ибо ближний — это ты сам». И вы тоже настолько проникнуты этим, что чувствуете, как вас охватывает отвращение при виде совершающегося на улице преступления. При виде этих пустых глаз. И как вы заблуждаетесь, если усматриваете в таком отвращении нечто иное, нежели духовное наследие.

А. Экзюпери от 1940
Ремейк от 2014

Читать полностью:
http://royallib.ru/book/de_sentekzyuperi_antuan/moral_neobhodimosti.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments